Технологии стремительно развиваются, а вместе с ними «эволюционируют» и мошенники, придумывая новые способы хищения денежных средств. В сентябре Центробанк рассказал о новом виде мошенничества – посредством социальных сетей. Миллионы людей ежедневно пользуются популярными медиаплатформами, не подозревая, что за хорошим другом может скрываться злоумышленник.

Изобретательность виртуальных мошенников поражает: не успевают правоохранительные органы предупредить граждан о новом способе кражи персональных данных (далее – ПДн) и денежных средств, как аферисты тут же придумывают новый, более изощренный способ обмана, способный усыпить даже самых бдительных и уверенных пользователей.

Начало осени в России ознаменовалось чередой массовых хищений денег через социальные сети. Схема, как всегда, несложная, а вот последствия сильно бьют по карману юзеров. Злоумышленники производят взлом аккаунта и завладевают им. Затем мошенник решает надавить на жалость, превращая пользователя в жертву: личная страница заполнятся многочисленными «искренними» постами о помощи, в сообщениях аферисты пишут душещипательные истории о внезапном тяжелом положении. Как не помочь другу, или приятелю? В пользу преступников играет и психология социальных сетей – пользователь слишком доверяет жалобным сообщениям от друга. Порой мошенники делают «ход конем»: стараются имитировать голос приятелей жертвы. В таком случае заподозрить неладное – задача крайне сложная.

Эксперты составили психологический портрет аферистов. В большинстве случаев это юноши, которые уже имеют какой-либо криминальный опыт. Они зависимы от острых ощущений, им необходим драйв. Удовлетворение своих деструктивных потребностей они ищут в преступной деятельности.

Также их привлекает относительно легкий заработок. Преступная сеть состоит из трех групп участников: организаторы, обнальщики и обзвонщики. Например, тот, кто совершает обзвон может получить 10-15% (15-20 тыс. рублей за один день). 40% прибыли принадлежит обнальщикам, так как их деятельность самая рискованная, и правоохранителям не составляет труда поймать именно их. Организаторы же довольствуются остатками. Однако не вся часть дохода уходит на личные нужды мошенников. Определенная доля тратится на приобретение новых баз данных.

Однако аппетиты похитителей растут, и тенденция киберпреступности грозится развиваться не только против обычных людей, но и на владельцев компаний. Следовательно, юридические лица оказываются в группе риска. Остается надеяться на собственную бдительность и следовать советам экспертов.