В последнее время клиенты банков все чаще жалуются на новый вид мошенничества – звонки от якобы официальных представителей банков. На самом же деле на другом конце линии – мошенник. Если раньше охотники за чужими деньгами звонили с подозрительных мобильных номеров, совсем не схожих или частично схожих с банковскими, то теперь отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Преступники создают полноценную иллюзию банковского колл-центра: включают фоном гул голосов, переводят абонента с одного оператора на другого, используют профессиональные термины и оперируют личной информацией клиента. Например, они могут называть паспортные данные, реквизиты карты и другую конфиденциальную информацию. Эти сведения мошенники получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей и с помощью фишинга. Чаще всего злоумышленники звонят в неудобное время, например, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Они торопят человека, убеждают, что, если немедленно не назвать все данные, деньги с карты будут похищены.

По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Департамента информационной безопасности Банка России (ФинЦЕРТ Банка России), число случаев, когда мошенники получают персональные данные с помощью методов социальной инженерии, растет: из всех несанкционированных операций по картам доля совершенных с помощью социнжениринга увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. На рисунке представлена выдержка из официального отчета ФинЦЕРТ Банка России, наглядно демонстрирующая объем несанкционированных операций по картам по федеральным округам, а также по отдельным регионам Российской Федерации.

 

В денежном выражении общий объем несанкционированных операций по платежным картам в 2018 году составил чуть более 820 млн рублей.

«Мошенники стали использовать специальные приложения для подмены своего номера телефона и маскировки под номера кредитных организаций. С их помощью на экране телефона номер входящего звонка определяется как официальный номер банка. Звонящий представляется сотрудником банка и сообщает о срочной «блокировке» карты либо о «несанкционированном» списании денежных средств. После этого он выманивает персональные данные и реквизиты карты (счета) либо убеждает человека самостоятельно перевести денежные средства по нужным ему реквизитам», — рассказывает начальник Управления платежных систем и расчетов Северо-Западного главного управления Банка России Ирина Поздеева.

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать несколько несложных правил:

  • ни в коем случае не перезванивайте в ответ на полученный звонок, даже если высветился официальный номер банка, вы можете снова попасть к мошенникам;
  • набирайте номер банка вручную;
  • используйте для связи с банком только контактные данные, указанные на платежной карте, либо чат в официальном мобильном приложении банка;
  • не сообщайте никому следующие реквизиты платежной карты: ПИН-код, трехзначные CVV и CVC-коды (указанные на оборотной стороне карты), срок действия платежной карты, коды из СМС, а также информацию, необходимую для доступа в мобильный и Интернет-банк.